Раннее обучение – необходимость или умелая манипуляция
У современных родителей как мантра звучат в голове слова Масару Ибуки, что «после трех уже поздно». Однако, вопрос о необходимости раннего обучения остается спорным.
У современных родителей как мантра звучат в голове слова Масару Ибуки, что «после трех уже поздно». Однако, вопрос о необходимости раннего обучения остается спорным. Противники говорят, что это мыльный пузырь, фантазии обеспокоенных родителей; сторонники - что необходимость времени.
Детские сады идут в ногу со временем. И неважно, это ли частный детский сад в Харькове, садик в Москве, Минске, Варшаве... Везде предлагаются самые передовые мировые методики развития и обучения детей.
Методика Монтессори делает упор на самостоятельное развитие малышей в специально подготовленной дидактической среде.
Методика Никитиных опирается на опыт создателя методики в воспитании семерых собственных детей, в которой особенно важным считалось развитие умственных и творческих способностей.
Методика Николая Зайцева предназначена для обучения детей чтению, математике, иностранному языку, с самого раннего возраста.
Давайте разберемся, на самом ли деле это так важно.
Раннее развитие – манипуляция
Эйнштейну никогда не показывали карты Домана, Моцарт не собирал конструктор Лего, а мачеха Ломоносова не любила, когда тот читал книги. Возможно, что раннее развитее действительно лишнее в воспитании детей.
Если под необходимостью раннего развития подразумевается необходимость посещать студии раннего развития, то в действительности, это манипуляция. Эти студии не более чем способ зарабатывания денег. Дети до двух лет обычно посещают такие студии вместе с мамой, где вместе с мамой малыши рисуют или лепят из пластилина. Ключевая фаза здесь – «вместе с мамой». Не обязательно идти в студию, чтоб что-то делать вместе. Устроить на кровати совместный бой подушками – тоже развитие. Такие студии нужны скорее маме, чтоб вырваться из домашней среды и пообщаться с другими мамами. Родителями манипулируют, когда говорят, что раннее развитие необходимо. Это очень просто сделать, ведь родители боятся не дать ребенку лучшего. Прежде чем записаться в очередную студию раннего развития необходимо задать вопрос: «Зачем ему это нужно?». Возможно, нет необходимости ребенку отрываться от любимой игрушки или перестать наблюдать за божьей коровкой в траве, чтоб идти на развивающее занятие.
Раннее развитие - необходимость
На самом деле большинство гениев имели опыт раннего обучения. Только оно было другого рода, без дошкольных организаций и специально созданной среды Монтессори. Это была естественная среда, созданная родителями, окружающим миром. Моцарт начал играть и сочинять на пианино, когда ему было всего два. Его родители не просто разрешали ему играть на пианино, а поощряли это занятие. Моцарт был в том возрасте, когда большинство родителей настойчиво просят детей держаться подальше от ценных предметов в доме.
Отец Эйнштейна работал инженером: у него была собственная компания по производству электрооборудования. Эйнштейн провел детство, играя вокруг инженерных машин. Он даже для удовольствия строил свои собственные.
Ломоносов рано стал работать вместе со своим отцом и постоянно наблюдал за природой.
Маленькие дети всегда тянутся к тому, что делают их родители, они хотят помочь, они хотят попробовать все на себе. Обычно их помощь в этом возрасте доставляет неудобства, и они слышат возгласы – «Нет!», «Не трогай – это опасно!», «Не трогай – это ценно!- Поиграй с этой игрушкой. Это безопаснее. Это лучше…»
В возрасте пяти лет отец Эйнштейна показал ему, как работает компас. Родители Эйнштейна не стеснялись рано вводить ценные или опасные вещи в жизнь своего ребенка.
Когда речь идет о раннем обучении, то значит, речь идет о том, чтоб как можно раньше поощрять воображение детей, их исследовательский интерес.
И если взрослым не всегда удается создать безопасное и вместе с тем развивающее окружение, им помогут педагоги детских садов.




