Игра "Нарды"
Есть много настольных игр существующих не одно тысячелетие. Среди них и нарды. Не знаю, правда ли, но говорят, что нарды найдены даже в гробнице фараона Тутанхамона.
Есть много настольных игр существующих не одно тысячелетие. Среди них и нарды. Не знаю, правда ли, но говорят, что нарды найдены даже в гробнице фараона Тутанхамона. Но действительно фактом является то, что самая старая из досок для игры в нарды, найденная на территории Ирана, была сделана около 3000 года до нашей эры. Так что игре, как минимум, пять тысяч лет.
Считается, что в Европу нарды завезли крестоносцы где-то в 12 веке. Азартная игра с несложными правилами быстро завоевала популярность. Она упоминается у Александра Дюма в его "Трех мушкетерах" под названием триктрак.
Чем же нарды так хороши?
Во-первых, тем, что является азартной игрой, то есть подразумевает игру не только на интерес, но и на деньги.
Во-вторых, в отличие от тех же шахмат, имеет вероятностную составляющую, то есть выигрыш зависит не только от умения играть, но и от банального везения. Ход определяется броском игральных костей, так называемых, зар.
В-третьих, правила игры достаточно просты.
Как выглядят нарды?
Нарды - это доска, шашки и зары.
Давайте рассмотрим обычную доску для нард. Игровое поле - это по сути коробка из двух половинок. Каждая половинка - это вытянутый прямоугольник. По более короткой строне доски должно размешаться шесть шашек - это так называемые "пункты". В сумме их получается 24 штуки. Пункты нумеруются от 1 до 24, причем для каждого игрока нумерация своя.
Граница между половинками называется "бар".
В игре участвует 30 шашек. По 15 штук на каждого игрока. Обычно они окрашены в разные цвета, чаще всего в белый и черный, либо просто сделаны из светлого и темного дерева.
Зары - это игровые кубики или кости. Иногда к ним прилагается небольшой стаканчик для выбрасывания.
Правила игры
Существует две основные разновидности игры - длинные и короткие нарды. Слова "длинные" и "короткие" никакого отношения к величине игрового поля не имеют.
Рассмотрим правила для классических длинных нард.
1. Игроки ходят по очереди. Право первого хода определяется броском зар. У кого выпадет большее значение, тот и ходит первым. При одинаковом значении, бросок повторяется.
2. Шашки выставляются на поле. Поле каждого игрока справа от него и шашки выставляются вдоль правой стенки и прижаты кверху (24 позиция) - это "голова".
3. Цель игры - провести свои шашки по кругу против часовой стрелки, разместить все в "доме", то есть в правой нижней четверти, а затем "вывести их из дома" - удалить с поля. Кто первый это сделал, тот и победитель. Ничьих в нардах не бывает.
4. Игрок бросает зары. Они должны упасть только на одну половинку поля. Если зары разлетелись по обе стороны бара или не легли ровно, следует бросок повторить.
5. На первом ходу игрок делает ход только одной шашкой на суммарное количество выпавших значений на зарах. Если выпало 3х3 или 4х4 или 6х6, ход одной шашкой сделать нельзя - будут мешать шашки противника, поэтому только в этом случае первый ход можно сделать двумя шашками.
6. Во всех остальных ходах делается два хода - одной шашкой на значение на первой заре, второй шашкой - на второй заре. Шашку можно ставить на пустую позицию или позицию, занятую своей же шашкой. Поверх чужай шашки свою ставить нельзя. Можно сделать ход одной шашкой. А затем второй ход ею же. В чем тут хитрость? Дело в том, что если пункт занят шашкой противника, в него нельзя поставить свою шашку. Например, если выпали значения 2 и 3, но 2 и 3 пункт заняты шашками соперника, нельзя этой шашкой прыгнуть сразу на 5 шагов.
7. Есть ряд запретов. Нельзя выстраивать подряд 6 своих шашек, если впереди нет ни одной шашки соперника. Нельзя пропускать ход, если есть хотя бы один шаг. Нельзя делать шаг на меньшее значение, чем выпало на заре. Если есть возможность сделать только один ход (остальные шашки заперты), то делается ход на большее количество очков, даже если это не выгодно игроку.
8. После того, как все шашки будет приведены в дом, приходит пора их выбрасывать, то есть удалять с поля. Правила тут просты. Выводить шашку можно только с того поля, значение которой выпало на заре. То есть, если выпали значения 5 и 2, то можно вывести шашки со второй и пятой позиции. Впрочем, можно и не выводить, а делать шаги внутри дома.
9. Игра заканчивается победой того игрока, кто вывел все шашки первым.
Ставки в игре
1. При обычной игре (у обоих игроков шашки в доме, но только один успел все вывести, а второй вывел как минимум одну, но не все) проигравший платит одну ставку.
2. Ситуация, когда проигравший не успел завести в дом все шашки, а победитель все уже вывел, называется Марс, и ставки удваиваются.
3. Редко. но бывает ситуация, когда проигравший завел все шашки в дом, но ни одной не успел вывести, в то время, когда второй игрок вывел всё. Она называется "Домашний Марс" и при ней ставки утраиваются.