Я расту. Сайт для детей и их родителей
Зим
  • Главная

Плохо читает: как помочь ребенку

10-03-2013, 10:10
47871
1

Плохо читает: как помочь ребенкуРебенок плохо читает, не любит читать. Это очень огорчает родителей. Ведь чтение - главное умение человека в жизни.





Ребенок плохо читает, не любит читать. Это очень огорчает родителей. Ведь чтение - главное умение человека в жизни. Навык чтения – залог успешного учения. Древнейшая пословица гласит: «На азбуке осёкся – и цифирь не далась». Как же помочь ребенку? Приведем ряд практических рекомендаций, описанных Н.Н.Светловской, В.Г.Горецким, В.Н.Зайцевым и учителями-практиками. Прежде всего, следует помнить, что навык чтения – сложнейшее психофизиологическое образование. Становление его - непростой и длительный процесс. А более легких источников получения информации сегодня очень много. Поэтому особенно важно развить у ребенка интерес к содержанию чтения и к самому процессу чтения.

первоклассники

Тексты для чтения должны быть близкими к субъективному опыту ребенка, личностно-значимыми для него, эмоционально насыщенными, познавательными. Следует предоставить малышу право выбора материала для чтения в зависимости от его увлечений, настроения, даже самочувствия.

 

Для развития интереса к процессу чтения, важно создать ситуацию успеха, поддержать в ребенке веру в то, что он справится. Этому способствует самозамер скорости чтения. Ребенок в течение одной минуты читает текст, отмечает, до какого слова дочитал, пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневник. И так изо дня в день. Сравнение результатов через неделю свидетельствует об увеличении скорости чтения. Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ребенка. И наоборот, именно успех рождает мотив: «Я хочу читать, у меня получается!».

 

Нельзя от ребенка только требовать: « Пока не прочтешь быстро и без ошибок, не встанешь с места! » Конечно, хочется, чтобы ребенок исправился буквально за неделю, а он не может. Не надо заставлять его дольше сидеть за книгой. Это утомляет. Не надо сердиться. Ведь физическая усталость, напряжение в сочетании с упреками и выговорами могут вообще отвернуть ребенка от книги. Пусть ребенок читает вслух недолго. Доказано, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому гораздо лучше, если домашняя тренировка будет проводиться ежедневно несколькими порциями по пять минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два снова пять минут чтения. А затем еще одна порция перед сном. В.Н.Зайцев отмечает, что чтение перед сном дает хорошие результаты. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. И во время сна человек находится под их впечатлением.

 

Значительно облегчат формирование навыка чтения каждодневные упражнения в аудировании. Если ребенок следит глазами за выразительным неторопливым чтением взрослого или вполголоса читает вместе с ним, то скорость восприятия графических знаков, а значит, и скорость чтения у него увеличиваются. Кроме того, его внимание обращено на интонационную выразительность, паузы, логические ударения. Полезно читать вместе с ребенком («хором»). Если ребенок сфальшивит, следует предложить вновь прочесть то место, где была допущена ошибка. Необходимо постоянно похваливать своего малыша, но делать это аргументированно.

 

Детей 1-2 классов не надо торопить при чтении. Торопливое чтение, как правило, - неосознанное чтение. Нужно учитывать и возможности ребенка.

 

Преодолению трудностей при чтении способствует режим щадящего чтения. Малыш читает 1-2 строчки и получает кратковременный отдых. Это возможно во время просмотра диафильма, чтения книг серии «Для маленьких», где 2-3 строки текста даны под соответствующей иллюстрацией. В этом случае иллюстрация всегда предваряет чтение, помогает школьнику передохнуть, подготовиться к восприятию тех 1-2 предложений, которые ярко выделяются на странице, кадре и их легко охватить взглядом.

 

Общеизвестно, что хорошо читает тот ребенок, который читает много. В воспитании любви к книгам у детей младшего школьного возраста положительную роль играет наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами. В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей. Их не должно быть много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразными, а главное, необходимыми почти каждый день. К книгам из личной библиотеки надо постоянно обращаться. Все это вызывает подлинный интерес детей к книге.

 

Чтобы приучить детей самостоятельно читать, хорошо использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух и прекращает чтение на самом интересном месте. Увлеченный событиями и желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок в большинстве случаев продолжит чтение самостоятельно. Позже нужно обязательно спросить, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам. Можно рассказать ребенку занимательный эпизод из какого-нибудь произведения. И вместо ответа на вопрос: «А что же дальше?» - дать ему книгу.

 

Очень хорошо, если в семье практикуется домашнее чтение вслух, в том числе и книг из личной библиотеки. Читать надо всей семьей не для ребенка, а вместе с ребенком. Продолжительность такого чтения – 20–30 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интерес. О прочитанных книгах надо разговаривать – не контролировать ребенка, не требовать отчета: что прочитал, что понял, что запомнил, не навязывать своих взглядов, а вместе с ребенком на правах более опытного читателя размышлять над книгой. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят.

 

Внимание, поддержка, заинтересованность родителей в успехе сына или дочери прибавят ребенку уверенности и воодушевления. Доброжелательная, ровная, спокойная обстановка дома благотворно влияет на самочувствие ребенка и помогает справиться с трудностями в учении.

Вам будет интересно:
С какого возраста лучше начинать изучение иностранного языка
С какого возраста лучше начинать изучение иностранного языка
«С какого возраста лучше начинать изучение иностранного языка?» Преподаватель по русскому языку как иностранному онлайн через скайп Галина Груздева
Проверяем технику чтения
Проверяем технику чтения
  Приблизительные нормы чтения в начальной школе
Раннее развитие детей должно быть интересным
Раннее развитие детей должно быть интересным
---
Для активного и гармоничного развития ребенку необходимо окружение, которое будет постоянно стимулировать совершенствование его интеллектуальных, а
Электронные книги - детям
Электронные книги - детям
Мы живем в век доступной информации. Все большую популярность набирают и электронные книги.Насколько безопасны электронные книги для детских глаз?
Как исправить почерк
Как исправить почерк
Сколько неприятных минут доставляет ребенку плохой почерк. Беспокоит это и родителей.
Добавить
Комментарии (1)
Прокомментировать
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Сколько месяцев в году
Dorris
Dorris Гости 4 апреля 2017 09:37
У нас тоже была проблема с чтением, занимались из-за этого с нейропсихологом где-то около 7 месяцев. Вот такие методики нам давали, если кому надо: psiho-sovet точка ру