Как исправить почерк
Сколько неприятных минут доставляет ребенку плохой почерк. Беспокоит это и родителей. И не случайно.
В.А.Илюхина утверждает, что небрежное и неразборчивое письмо ухудшает орфографию, становится существенной преградой на пути полноценного использования письма в качестве средства общения.
В то же время каллиграфически правильное письмо воспитывает у детей аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к любому виду деятельности, способствует эстетическому воспитанию.
Вот несколько рекомендаций, как помочь младшему школьнику исправить почерк, разработанных М.М.Безруких, В.А.Илюхиной, М.И.Омороковой, Е.Н.Потаповой, Н.А.Федосовой и др.
Анализ ученических тетрадей разных учителей показывает, что для учащихся каждого класса характерен как бы общий стиль письма. Но на общем фоне заметны и некоторые индивидуальные отличия почерков. Они наиболее отчетливо выявляются в 3 – 4 классах. Какие же индивидуальные особенности оказывают влияние на формирование почерка детей младшего школьного возраста?
1) Это отношение к обучению письму.
Старательный ребенок в большинстве случаев и пишет аккуратно, правильно.
2) Некоторые дети пишут значительно медленнее, чем этого требует программа по языку.
В результате они спешат и нарушают правила каллиграфии.
3) Если ребенок плохо читает,
плохо успевает по языку, то он, естественно, задерживается с выполнением заданий, и, как следствие, пишет небрежно, хотя у него и нормальная скорость письма.
4) Отдельные дети не могут хорошо писать по причине каких-то заболеваний, нарушения зрения, моторики.
В таком случае надо обратиться к врачу.
Чтобы помочь ребенку исправить в своем письме каллиграфические ошибки, их прежде всего надо обнаружить. И поможет это сделать учитель. Он же и порекомендует упражнения для устранения недостатков письма.
Однако следует знать, что успешность в формировании навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли пишущим основные гигиенические правила. От выполнения их зависит не только становление почерка, но и здоровье ребенка, нормальное развитие его организма. Эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держать ручку и технику письма возможно только при постоянном внимании взрослых.
В ходе специальных исследований выявлено, что дети теряют рабочую посадку через 2 – 7 минут. Замечания – «Плохо сидишь!», «Плохо держишь ручку» - мало что меняют. Ребенку нужно не только объяснить, как правильно cидеть, держать ручку, но и показать. Важно, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы, правильного положения ручки.
Продолжительность непрерывного письма не должна превышать
в 1 классе – 5 мин,
во 2 – 8 мин,
в 3 – 12 мин,
в 4 – 15 мин.
При большем объеме и продолжительности письма у ребенка развивается утомление. Оно выражается в определенном возбуждении, в двигательном беспокойстве, в сравнительно частых изменениях положения тела.
Одним из основных путей формирования четкого почерка является подражание почерку учителя и копирование образцов хорошего письма. Надо вместе с малышом анализировать недостатки его письма, выявлять отступления в форме, пропорциях, размере, наклоне, в соединениях. Терпеливо, не спеша, выполнять упражнение за упражнением.
Нарушения наклона букв или их элементов возникают чаще всего потому, что дети не следят за наклонным положением тетради (угол наклона справа к краю стола приблизительно равен 25 градусам). Чтобы легче сохранять такое положение тетради, следует наклеить на стол узкую полоску цветной бумаги (лучше зеленой). Она то и станет ориентиром, как должна лежать тетрадь. Во время письма по мере заполнения страницы тетрадь нужно продвигать вдоль полоски. Начало строки должно быть против середины груди. Для того чтобы в словах получался одинаковый наклон, полезны упражнения в написании слогов, состоящих из однотипных элементов, письмо таких же слогов, чередующихся с письмом палочек, письмо слов, включающих однотипные элементы, не выходящие за строку (шишки, пиши, шип).
Если ребенок пишет буквы неодинаковой высоты, нужно его научить сравнивать высоту буквы, которую пишет, с уже написанной буквой, словом, строкой. Например, пишет слово сон. Написав букву с, он должен посмотреть, какова высота этой буквы и рядом написать букву о такой же высоты и т.д. Следует учесть, что при письме по одной линейке высота строчных букв равна 3 мм, а заглавных – 6 мм.
Необходимо обращать внимание малыша на то, что расстояние между элементами и буквами должно быть одинаковым, приблизительно половина высоты строчной буквы. Расстояние между словами равно строчной букве и.
При работе над наклоном и расстоянием между буквами в словах помогут различные модульные сетки. Они расчерчиваются черной тушью и подкладываются под лист, на котором пишет ребенок. В модульной сетке каждому элементу буквы предназначен свой домик-клетка. Однако, следует учесть, что такое письмо становится медленным, а объем небольшим.
Всякий навык закрепляется и совершенствуется в процессе упражнений. Переход от одного вида упражнений к другому при работе над устранением недостатков каллиграфического письма можно проводить только тогда, когда будут выполнены условия того или иного упражнения.
Исправление недостатков в письме детей – сложный процесс. Добиться красивого почерка можно лишь при систематических усилиях ребенка в соблюдении всех правил четкого письма. Старание же возникает, если малыш понимает значение выполняемых упражнений, заинтересован в достижении целей, а также, если видит недостатки своего письма, осознает свое неумение.




